Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

  • читательскую грамотность;
  • математическую грамотность;
  • естественно-научную грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовую грамотность;
  • креативное мышление.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование Что проверяет Какие классы Когда проходит Когда ближайшее
TIMSS Качество математического и естественно-научного образования 4-е и 8-е Раз в четыре года 2023 год
PIRLS Качество чтения и понимания текста 4-е Раз в пять лет 2021 год
PISA Все виды грамотности 15-летние школьники Раз в три года 2021 год
Оценка качества образования по модели PISA Качество математического и естественно-научного образования 8-е и 9-е Раз в четыре года 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

Нормативно-правовая база по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021—2022 учебном году

Нормативно-правовые документы федерального уровня

  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  • Письмо ФГБНУ «ИСРО РАО» № 01-09/285 от 17.09.2021 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Нормативно-правовые документы регионального уровня

  • Приказ Министерства образования Тульской области от 12.02.2021 №141 «Об утверждении регионального проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области» на 2021, 2022, 2023 годы
  • Приказ Министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021—2022 г.»
  • Письмо министерства образования Тульской области о реализации приказа министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021—2022 гг.»
  • Письмо министерства образования Тульской области от 27.09.2021 № 16-10/10278 о реализации приказа министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021—2022 гг.»
  • Письмо министерства образования Тульской области от 16.09.2021 № 16-10/9781 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  • Письмо ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» от 23.09.2021 № 841 «О создании региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Нормативно-правовые документы муниципального уровня

  • Приказ комитета образования администрации муниципального образования Плавский район от 22.09.2021г. №194 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
  • Приложение 1 к приказу комитета образования администрации муниципального образования Плавский район от 22.09.2021г. №194 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся», План мероприятий (Дорожная карта) комитета образования администрации МО Плавский район по формированию функциональной грамотности обучающихся

Нормативно-правовые документы  ОУ

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

  • Российская электронная школа 
  • ФГБНУ ФИПИ
  • Институт стратегии развития образования РАО
  • Издательство «Просвещение»